РУБРИКИ

СКАЗАНО «НА ЯТЬ»

Треба обрати Верховну Раду. Розстріляти. Знову обрати Верховну Раду. Розстріляти. Знову обрати Верховну Раду. І от там уже можна розстрілювати через одного.  говорят, что некий дед из села под Киевом

АРХИВ СТАТЕЙ

ЯнварьФевральМартАпрельМайИюнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

ОПРОС


    СТАТЬИ

    «Немые ночи» «порвали» Морвокзал

    02 июля 2013, 10:34, Наталья Шестакова Рубрика: О культуре

    Нынешние «Немые ночи» превзошли сами себя. Фестиваль по счету лишь четвертый, а ощущение – юбилейный, настолько разнообразной, качественной и любопытной была его программа.


    Говорить в XXI веке о художественной ценности немого кино — если это, конечно, не штучный шедевр, — несколько преувеличенно. Мы, разбалованные и утомленные спецэффектами, сценарными изысками, режиссерскими находками и игрой великих актеров, вряд ли можем с пиететом относиться к примитивизму ранних кинематографических творений. Но в них иная ценность: это немые свидетели ушедшей эпохи, ведь о многих обычаях и повадках, стиле жизни и массе мелочей мы можем узнать лишь из кинолент да фотокарточек. И еще одним интересны те, «первые ласточки» большого кино. В них, как на ладони, видны поиски режиссеров, стремящихся наполнить свое детище не только смыслом, а и техническими ноу-хау. Вот камера впервые вышла из павильона, вот появились первые масштабные декорации, вот первые кадры мчащегося поезда, первые «аналоги» фотошопа…


    «Немые ночи-2013» включали в себя пять кинолент, судьба каждой из них увлекательна сама по себе. Открыл фестиваль первый в истории отечественного кино революционный приключенческий фильм "Укразия" (1924 г.), сценарий которого Николай Борисов и Георгий Стабовой написали по одесским материалам Истпарта — Всеукраинской комиссии по истории Октябрьской революции. Первая, режиссерская версия длилась 209 минут. Это история о законспирированном большевистском разведчике, внедрившемся в белую контрразведку. И здесь, на непаханом поле киноэкшна эстетствующий режиссер Петр Чардынин, как говорится, оттянулся по полной! Есть в «Укразии» и погоня, и любовь, и интрига, и даже лихо отснятый бред белого генерала-наркомана. Ну а о революционной наполненности и говорить не приходится! Кстати, желающие могут познакомиться с оригиналом этого киноромана. Организаторы «Немых ночей» любезно выложили его на своем сайте. Даже из текста видно, что лучшего агитпропа и придумать нельзя. И все же в 1937-м, объявив Борисова врагом народа, картину запретили к показам. Так что, одесский фестиваль подарил первому экшну новую жизнь. Сопровождал «Укразию» польский коллектив MINIMATIKON, написавший музыкальную составляющую специально для этого фильма.


    Вообще, надо отметить, что все музыканты, которых приглашают на «Немые ночи», озвучивают фильмы специально написанными композициями. Общаясь с прессой перед началом каждого фестивального вечера, музыканты в подробностях описывали процесс рождения музыки, ограниченной жестким хронометражем, сменой кадров и смысловой нагрузкой.  


    Вторым сетом первого дня стал дуэт чешского режиссера Густава Махати с его «Крейцеровой сонатой» (1927 г.) и чешского же рок-авангардиста, барабанщика и композитора Павла Файта. Файт уже известен одесситам по одному из первых фестивалей «Джаз-карнавал в Одессе». Музыканту удалось филигранно озвучить семейный разлад, нравственные проблемы и внутренние метания героев, имея под руками лишь ударные. (Кстати, к памятной многим «Крейцеровой сонате» Михаила Швейцера с Олегом Янковским в главной роли, снятой в 1987-м, музыку написала тоже своего рода авангардист, Софья Губайдуллина.)


    Второй день фестиваля оказался скомканным из-за нежданного ненастья. Поэтому на площадке у Морвокзала зрители в этот вечер смогли посмотреть лишь одну картину — «Последний человек» (1924 г.) Фридриха Вильгельма Мурнау под аккомпанемент потрясающих Владимира Голоухова и Сергея Летова. Да и то, финальную часть фильма, помимо музыки, сопровождали гром, молнии и крупные капли дождя, вскоре перешедшего в ливень.

     

    Мурнау проиллюстрировал перипетии жизни одного старого метрдотеля. На этом фоне мы увидели все разнообразие тогдашних нравов и социальных слоев. Дуэт Летов-Голоухов, которых можно смело назвать философами в музыке, блестяще озвучил страдания еще совсем недавно напыщенного и горделивого старика. 


    Природа как будто решила испытать публику на выносливость, обрушив стену дождя под финал «Последнего человека» и пролонгировав небесные потоки на следующие сутки. Но публика подобралась целеустремленная, и в последний вечер пространство КВЗ было заполнено до отказа. Впрочем, не мудрено: вместо двух анонсированных отделений «Немых ночей» зрителям предложили и вчерашний «Хлеб», отмененный стихией.


    «Хлеб» (1930 г.) повествует о начале коллективизации. Время тревожное, трагичное, калечившее судьбы и отнимавшее жизни. Эта лента досталась белорусскому трио «Port Mone». Всю боль и метания крестьян, сопротивлявшихся коллективизации, а также настроения членов семьи красноармейца тонко и эмоционально передал аккордеон Алексея Ворсоба. Сергею Кравченко (ударные) и Алексею Ванчуку (бас-гитара) оставалось лишь «играть» партию главного героя и единомышленников-большевиков.



    Фильм, как и полагается ленте 1930-х, бравурный и оптимистичный. Но, зная последствия тех судьбоносных решений, совсем по иному ощущаешь «вкус» того «Хлеба».


     

    Последний фильм фестиваля несколько скрасил послевкусие. Американская комедийная лента «Патси» (1928 г.), да еще и под аккомпанемент Юрия Кузнецова, заставила хохотать весь зал. Эта комедия положений режиссера Кинга Видора повествует об американской Золушке, жаждущей любви и счастья, но вынужденной находиться в вечной тени своей более удачливой и смазливой сестры. Уж не знаю, как долго вдохновлялся наш Маэстро перед сочинением сопровождения к этой ленте, но язык звуков оказался не менее ярким, нежели картинка на экране. 


    А закрывать фестиваль и подвести музыкальную черту очередным одесским «Немым ночам» выпало эксцентричным, эпатажным и обворожительным барышням фрик-кабаре «DakhDaughtersBand» (Украина). Эта семерка чумовых проказниц, известных ранее по киевскому театру «Дах», и сама как будто выпала из эпохи декадентских 1920-х. Они при помощи музыкальных инструментов, вокала и пластики превращают поэзию Вертинского, Бродского, Семенко, народные песни и популярные некогда хиты в отвязное шоу с элементами театра и варьете. Сами организаторы назвали «ДахДотерс» «очень кинематографическим бэндом».


    «DakhDaughtersBand» наконец-то позволили залу выплеснуть накопившиеся за три ночи эмоции, и зрители с энтузиазмом сгрудились возле сцены, чтобы стать частью этого феерического шоу.


    Но все когда-нибудь заканчивается. Закончился и четвертый фестиваль «Немые ночи», инициированный в 2010 г. Благотворительным фондом им. Ивана и Юрия Лип. Но организаторы – заместитель гендиректора Национального центра им. Довженко Иван Козленко и исполнительный директор фестиваля Екатерина Мальцева пообещали, что пятый фестиваль «порвет Одессу». Остается ждать. 



    Комментарии

    comments powered by Disqus

    ФОТО НЕДЕЛИ

    НОВОСТИ

    ТОП СТАТЕЙ

    ТЭГИ

    налоговый кодекс ющенко прокрастинация паасилинна вагнер фэнтези нидерланды громыко ричи конан дойль роман музыка новости выборы янукович кредиты украина одесский театр оперы и балета предвыборная кампания Одесский театр оперы и балета избиратели ли бют наша украина свадьба Messa da Requiem летучий голландец чан гонгадзе лайсачек плющенко оригинальные идеи социалка ганькевич кошки ляпы в книгах фестиваль петр сигута путин армагеддон корги питер джексон лунгин эммерих дирижёр шьямалан премьера ляпы в сми выставка тимошенко карикатуры вишневский оруэлл еда памятники каннский фестиваль нестандартная любовь радио портман облсовет евромайдан обзор прессы газеты мультфильм захаров бекмамбетов бёртон Manhattan Short Film Festival 2013 одесская обладминистрация религия ссср мороз банки марков симоненко воспоминания теракт проскурня дуда музкомедия кармен опера дон жуан soledad orquesta пьяццолла выпускной каштаны чески крумлов парад дай сы-цзе жаботинский яценюк лорен wemoney гурвиц генплан евро-2012 горсовет монархия аркадия

    ПАРТНЕРЫ

    независимая медиа-площадка для общения журналистов с украинскими и зарубежными политиками, общественными деятелями, госслужащими, учеными, бизнесменами, артистами, спортсменами.
    © 2009 Клуб журналистов “ЯТЬ”. Все права защищены.