РУБРИКИ

СКАЗАНО «НА ЯТЬ»

Треба обрати Верховну Раду. Розстріляти. Знову обрати Верховну Раду. Розстріляти. Знову обрати Верховну Раду. І от там уже можна розстрілювати через одного.  говорят, что некий дед из села под Киевом

АРХИВ СТАТЕЙ

ЯнварьФевральМартАпрельМайИюнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

ОПРОС


    СТАТЬИ

    Возвращение "Пиковой дамы": три карты и немного мистики

    22 октября 2013, 18:25, Инна Кац Рубрика: О культуре
    Известно, что «Пиковая дама» – как повесть А.С. Пушкина, так и одноименная опера П.И. Чайковского – произведения мистические, оказывающие на судьбу прикоснувшихся к ним влияние и вызывающие совпадения, объяснить которые иначе как вмешательством потусторонних сил трудно. Вот и в Одесском национальном академическом театре оперы и балета, принявшем к постановке эту оперу, начались маленькие мистические совпадения. 

    Режиссер-постановщик спектакля Александр Титель (он же – художественный руководитель оперы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко) на пресс-конференции рассказал, что, дав согласие ставить «Пиковую даму» в Одессе, поехал в Питер. Бродил холодным январским утром по набережной Невы и увидел маленькую баржу с надписью «Одесса». 

    Второе символическое совпадение – дата премьеры. Когда уже было решено, что она состоится 19, 20 и 25 октября, выяснилось, что первая премьера «Пиковой дамы» в Одессе, состоявшаяся 120 лет назад, — та самая, на которой присутствовал Петр Ильич Чайковский, — прошла 19, 20 и 21, правда, января. Но два числа совпадают — и как тут не поверить в мистику? 

    У меня лично с этой оперой связана своя история. Так, Александр Титель рассказал, что его отец был ассистентом великого педагога – Петра Столярского. А моя матушка в детстве была ученицей Петра Соломоновича и даже ходила в любимицах. Она рассказывала, что Столярский лично водил своих учеников в Оперный. Скрипку матушка довольно скоро забросила – не хватило терпения, а вот любовь к опере сохранила на всю жизнь. И самой любимой была «Пиковая дама». 

    Во времена юности моих родителей вообще было принято девушкам из приличных семей ходить в оперу. И влюбляться как в певцов, так и в их персонажей. Герман лидировал по числу покоренных сердец юных почитательниц. А моя мама пошла дальше всех: получая в 16 лет паспорт, уговорила сотрудницу паспортного стола, и та, несколько изменив имя деда, вписала в документ мамы отчество – Германовна. 

    Нужно ли еще объяснять, что я с особым нетерпением ждала эту премьеру? И она состоялась в назначенный день, и полночь приблизилась в отведенное ей природой и авторами время, и Герман явился зрителю в исполнении Валерия Бендерова. 

    А Германа все нет… 

    Лично меня выбор артиста на главную роль несколько удивил. Валерий Бендеров со своей яркой восточной внешностью хорош и органичен в роли Радамеса в «Аиде», но с русским дворянином немецкого происхождения у меня никак не ассоциируется. 

    Первый акт показал, что мои сомнения были не напрасны. Александру Тителю не удалось сделать Германа–Бендерова ни естественным, ни убедительным. То ли партнерша – Анна Литвинова в роли Лизы – певца не впечатлила, то ли не удалось ему переключиться после привычной итальянской оперы с ее вычурными, наигранными позами, но Герман получился совершенно «деревянный». И как-то не верилось, что он страдает от страсти к юной красавице, не верилось в это зажеванное «Красавица, ангел, богиня!» обращенное к Лизе. А одна из красивейших арий русской оперы – «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой» – вообще пропала! Ни одна струна в душе не отозвалась на арию, над которой обычно рыдает вся женская часть зала. 

    В сцене объяснения с Графиней, когда Герман, угрожая ей пистолетом, требует назвать три карты, артист почему-то смотрел не на свою визави, а в зал. От этого действие отдавало какой-то провинциальной театральщиной. 

    Что же касается вокала, то Валерий Бендеров проникся идей дирижера-постановщика оперы Александра Самоилэ о том, что в русской опере слушатель должен разбирать каждое слово, и тщательно артикулировал, а точнее – выкрикивал слова своей партии. Но где же пение? Мы все-таки в опере. 

    Красавица, ангел, богиня… и просто комсомолка 

    Анна Литвинова, напротив, демонстрировала свой чудный голос – сильный, чистый, выразительный. Но с таким же успехом она могла петь на итальянском, французском и даже суахили – все равно ни одного слова понятно не было. 

    Трудно сказать, что стало причиной – то ли сказалось волнения, то ли партия Лизы оказалась для Анны Литвиновой слишком сложна (она написана для драматического сопрано, а Литвинова – лирическое), то ли опять «проклятое наследие» итальянской оперы… 

    «Осьмидесятилетняя карга» 

    Кто потряс своим великолепным исполнением – так это Татьяна Спасская в партии Графини. Интересная женщина средних лет, она просто на глазах у публики превратилась в «ведьму», «страшилище», «осьмидесятилетнюю каргу». Причем не с помощью возрастного грима, а исключительно за счет актерской игры. Медленные движения, тяжелая походка, потухший усталый взгляд - как тут не поверить, что перед нами восьмидесятилетняя старуха? Властная до деспотизма, злобная, высокомерная – да, иначе чем ведьмой и каргой такую не назовешь, даже при самой благообразной внешности (мы ведь помним – в молодости в Париже Графиню называли «Московской Венерой»). 

    Пела же Татьяна Спасская так, что во время романса «Ах, постыл мне этот свет» зрители боялись вздохнуть. 

    …и другие театральные лица 

    Неплох был Александр Стрюк в партии князя Елецкого, хотя и несколько бесцветен. Во всяком случае, в его арии «Я вас люблю, люблю безмерно» слышались и искренняя нежность, и любовь. Однако исполнение Александра Стрюка партии баритона в кантате «Кармина Бурана» позволяло ждать от него большего. Складывалось впечатление, что певец не полностью выложился в этой роли. 

    А вот кто был действительно бесподобен, так это Вадим Черниговский в партии графа Томского. Тут сошлось все: великолепный вокал, отличная актерская игра, настоящий профессиональный драйв. Образ бесшабашного гуляки-гусара он воплотил практически безупречно. А в сцене в игорном доме даже пустился в пляс, выделывая такие коленца, которых от оперного певца трудно ожидать. 

    Действие второе: те же и успех 

    Если первый акт меня разочаровал – за исключением редких моментов – и даже привел в уныние, то второй все компенсировал. Собственно, переломный момент наступил уже в конце второго акта, в сцене пасторали «Искренность пастушки», сыгранной на балу.

    Эта сценка – милая, легкая, забавная пародия на оперу-барокко – филигранно поставлена и виртуозно исполнена. Даже балет, обычно вызывающий множество нареканий, был бесподобен. Надо отметить, что Надежде Сычук, исполнявшей партию Прилепы, замечательно дается стиль барокко. Достаточно вспомнить ее Серпину в «Служанке-госпоже». (Вообще, сложилось впечатление, что в постановке этой сценки поучаствовала Оксана Тараненко, поставившая и «Служанку…».) 

    Во втором действии артисты наконец-то показали, на что они способны. Сцена безумия Валерию Бендерову далась гораздо лучше, чем объяснение в любви, а во время исполнения арии «Что наша жизнь? Игра!» певец держал зал, как удав - стаю кроликов. Явление Герману призрака Графини было по-настоящему жутким.

    Анне Литвиновой наконец-то удалось растрогать зрителей арией «Ах, истомилась я горем!», а сцена ее гибели была решена очень оригинально и элегантно – без плюханья в воду Зимней канавки или других подробностей. 

    Сцена в игорном доме – офицерское гулянье – была просто великолепна, а заключительный хор настолько трагичен, что мурашки бежали по коже.

    Под черным ангелом 

    «Санкт-Петербург – колдовской город. Достоевский писал, что пройдет туман, и этот город развеется, как дым. А мне кажется, что развеется туман - и извергнет из себя то, что он поглотил за столетия существования этого города – кареты, господ в сюртуках, фраках и цилиндрах, дам в старинных платьях…», – рассказывал на пресс-конференции Александр Титель. И добавил, что хотел бы в своей постановке воплотить три века Петербурга– эпоху Пушкина, Чайковского и «серебряный век». 

    Это свое видение режиссер воплотил в постановке. В начале спектакля перед зрителем – вполне узнаваемые пейзажи Санкт-Петербурга. Слева – здание в лесах, на которых стоят рабочие в строительных касках. Они устанавливают спустившихся откуда-то сверху четырех ангелов – трех черных и белого. И тут… туман рассеивается, рабочие исчезают, и зрителям является то, что скрывалось ранее под пеленой тумана – история Пиковой дамы. 

    Читайте также: Дон Жуан и все, все, все...  


    Во время действия ангелы находятся на сцене. Более того, периодически в костюмах черных ангелов являются Сурин и Чекалинский, обсуждающие поведение Германа. От этого кажется, что вся эта история – не более чем злая шутка, партия в штоссе, разыгранная исполнителями воли Бога, которые вместо карт использовали судьбы Лизы, Германа, Графини. 

    Правда, ход с рабочими, весьма удачный, кажется не доведенным до конца. Если бы режиссер «закольцевал» действие, завершив спектакль теми же рабочими, равнодушно ремонтирующими старинный дом, в котором (или рядом с которым) всего полтора века назад кипели страсти, действие получило бы законченность. 

    Но, в любом случае, «Пиковая дама» может стать одним из лучших спектаклей в репертуаре Одесского оперного театра – спектаклей вполне европейского уровня. 

    Фото Юрия Литвиненко


    Комментарии

    comments powered by Disqus

    ФОТО НЕДЕЛИ

    НОВОСТИ

    ТОП СТАТЕЙ

    ТЭГИ

    налоговый кодекс ющенко прокрастинация паасилинна вагнер фэнтези нидерланды громыко ричи конан дойль роман музыка новости выборы янукович кредиты украина одесский театр оперы и балета предвыборная кампания Одесский театр оперы и балета избиратели ли бют наша украина свадьба Messa da Requiem летучий голландец чан гонгадзе лайсачек плющенко оригинальные идеи социалка ганькевич кошки ляпы в книгах фестиваль петр сигута путин армагеддон корги питер джексон лунгин эммерих дирижёр шьямалан премьера ляпы в сми выставка тимошенко карикатуры вишневский оруэлл еда памятники каннский фестиваль нестандартная любовь радио портман облсовет евромайдан обзор прессы газеты мультфильм захаров бекмамбетов бёртон Manhattan Short Film Festival 2013 одесская обладминистрация религия ссср мороз банки марков симоненко воспоминания теракт проскурня дуда музкомедия кармен опера дон жуан soledad orquesta пьяццолла выпускной каштаны чески крумлов парад дай сы-цзе жаботинский яценюк лорен wemoney гурвиц генплан евро-2012 горсовет монархия аркадия

    ПАРТНЕРЫ

    независимая медиа-площадка для общения журналистов с украинскими и зарубежными политиками, общественными деятелями, госслужащими, учеными, бизнесменами, артистами, спортсменами.
    © 2009 Клуб журналистов “ЯТЬ”. Все права защищены.